МБОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа №23»

Вы здесь

Функциональная грамотность

План мероприятий школы по развитию функциональной грамотности на 2021-2022 учебный год

Функциональная грамотность — что это?

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.

Ребенку важно обладать:

готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные

и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения;

совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку

своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова,

издание «Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя».

Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", который ставит перед современным образованием главную цель: сделать российскую систему одной из лучших мировых образовательных систем.

Функциональная грамотность включает в себя следующие компетенции (умения):

Читательскую – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

• Находить и извлекать информацию.

• Интегрировать и интерпретировать информацию.

• Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.

• Использовать информацию из текста.

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-otsenochnykh-sredstv-po-russkomu-yazyku

Математическую – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

• Формулировать ситуацию математически.

• Применять математические понятия, факты, процедуры.

• Интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты.

• Рассуждать (над формулированием, над решением, над результатом).

Естественнонаучную – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

• Научно объяснять явления.

• Понимать основные особенности естественнонаучного исследования.

• Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Финансовую – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

https://хочумогузнаю.рф/

Глобальные компетенции – способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем

Креативное мышление:

Любознательность (активный интерес к заданию). Интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше; Самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках).

Создание идей (воображение). Продуцирование собственных идей: Оригинальность предложенных идей; Гибкость или подвижность; Способность продуцировать большое количество идей.

Развитие предложенных идей: Оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее; Умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности

https://fg.resh.edu.ru/

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/